В программе ЕС «Горизонт 2020» принят к финансированию новый проект ERA-NET Cofund “Maritime and Marine Technologies for a New ERA” (2016–2021), http://www.martera.eu/.
Проекты типа ERA-NET Cofund направлены на координацию научных программ стран ЕС и заинтересованных третьих стран и совместное финансирование Европейской комиссией и странами – участниками проекта исследований и разработок по его тематике. Партнерами такого рода проектов являются организации, финансирующие национальные научные программы – министерства, агентства, научные фонды, т.е., в приложении к белорусским реалиям, государственные заказчики. Так членами консорциума ERA-NET Сofund “Maritime and Marine Technologies for a New ERA” являются 18 министерств и организаций из 17 стран, в том числе Национальная академия наук Беларуси. Общий бюджет проекта, сформированный за счет виртуальных вкладов партнеров (оценочная стоимость работ в области морских/ водных исследований, финансируемых в своих странах организациями-партнерами) и взноса Еврокомиссии составляет 31 118 822,00 Евро.
Основной вид деятельности в проектах ERA-NET Cofund – это организация конкурсов для финансирования совместных научно-технических и инновационных проектов с участием организаций из как минимум трех стран из числа представленных в консорциуме. Причем участники совместных проектов должны быть исполнителями национальных научных программ по тематике конкурса. Таким образом, в случае успеха поданного на конкурс проекта, обеспеченного национальным финансированием, он получает дополнительное финансирование за счет вклада Еврокомиссии. Если, как в случае “Maritime and Marine Technologies for a New ERA”, в составе консорциума ERA-NET Cofund есть госзаказчик из Беларуси, то все сказанное выше в полной мере относится и к исполнителям отечественных научных программ.
Первый конкурс в рамках ERA-NET Cofund Maritime and Marine Technologies for a New ERA объявлен 16 декабря 2016 г. Он охватывает пять ключевых областей:
1. Экологически чистые морские технологии
-
Сокращение выбросов
-
Измерение выбросов газов (CO2, SOX, NOX, сажа и т.д.)
-
Менеджмент отработавших и балластных вод
-
Оптимизация маршрута, эффективность и менеджмент энергии
-
Снижение шума и вибраций
-
Инновационные силовые установки
-
Технологии для чувствительных регионов
-
Менеджмент жизненного цикла.
2. Разработка новых материалов и сооружений
Новые материалы
-
– легкие, прочные и стойкие материалы
-
– оценка воздействия на окружающую среду (испытания материалов)
-
– объединяющие технологии
-
– «умные» материалы и мета-материалы
-
– и т.д.
Предотвращение биообрастания и коррозии
-
– покрытия
-
– современные технологии.
Сооружения
-
– Разработка, мониторинг, техническое обслуживание и демонтаж морских сооружений
-
– Разработка технологий для экономичного и экологичного устойчивого использования возобновляемых источников энергии моря
-
– Технологии для обнаружения и ликвидации боеприпасов
-
– Устойчивые и экономически эффективные платформы для морских технологий, в том числе многоцелевые морские платформы и суда
-
– Технологии добычи нефти и газа в покрытых льдом районах, а также в экстремальных водных глубинах
-
– Автономные подводные производства и системы добычи нефти и газа
-
– Подводные структуры
-
– Разработка новых кораблей.
3. Сенсоры, автоматизация, мониторинг и наблюдения
Разработка сенсоров
-
- Надежные и эффективные сенсоры для обнаружения, мониторинга и наблюдения (для физических, геологических, химических и биологических измерений, включая дистанционное зондирование)
-
- Сенсорные технологии, охватывающие системы наблюдения, мониторинга состояния, подводную навигацию и связь
-
- Определение и измерение выбросов
-
- Системы обеспечения
-
- Миниатюризация сенсоров
-
- Передача данных, E-инфраструктура и телеметрия для передачи данных. Удаленные платформы и системы управления, в том числе спутниковые системы и системы наземного наблюдения (е-навигация).
Мониторинг
-
- Подводные технологии для инспекции, вмешательства, мониторинга и контроля (робототехника)
-
- Разработка интеллектуальных и экономичных систем и устройств
-
- Планирование маршрута, помощь, методологии навигации и управления морскими судами, в том числе мульти-кооперативные транспортные средства (в том числе, swarm-технологии)
-
- Инновационный, прочный и надежный источник питания для автоматизированных подводных технологий
-
- Улучшенные модели для морских судов и поведения конструкций
-
- Глубоководная морская добыча
-
- Экологически чистые технологии для эксплуатации глубоководных ресурсов.
4. Современное производство
-
- Продукты высокого качества, глобально конкурентоспособные и экологически чистые
-
- Оптимизация производства: улучшенные и новые технологии производства для гибкого производства с фокусом на организацию и поставки по цепочкам
-
- Автоматизация производства
-
- Новые концепции ориентированных на переработку конструкций для окончательного захоронения судов/ платформ
-
- Интеллектуальные/ инновационные взаимодействующие компоненты
-
- Взаимодействие человека и компьютера и расширенная реальность.
5. Безопасность
-
- Концепции индивидуальной безопасности, гармонизированные с навигационными требованиями
-
- Интеллектуальные системы диагностического обслуживания
-
- Концепции индивидуальной безопасности, гармонизированные с навигационными требованиями
-
- Интеллектуальные системы упреждающего технического обслуживания
-
- ИКТ-инструменты для мониторинга и оптимизации морских операций (например, маршрут в соответствии с лучшими погодными условиями)
-
- Внутренняя маршрутизация по речным путям
-
- Раннее предупреждение и системы менеджмента несчастных случаев
-
- Концепции эвакуации и риска
-
- Системы, поддерживающие принятие решений
-
- Улучшенные операции, такие как системы динамического позиционирования, системы доков и причалов, автоматизация процесса, оптимизация маршрутов, обращение грузов, подводное вмешательство
-
- Инструменты ИКТ для мониторинга и оптимизации морских операций (например, маршрутизация в соответствии с лучшими погодными условиями)
-
- Связь с внутренними водными путями
-
- Раннее предупреждение и аварийные системы управления
-
- Концепции эвакуации и спасания
-
- Системы поддержки принятия решений
-
- Улучшение операций, таких как системы динамического позиционирования, причаливания и швартовки систем, автоматизации процессов, оптимизированной маршрутизации, обработки грузов, подводного вмешательства.
К участию в нем приглашаются организации Республики Беларусь, участвующие в национальных программах по тематике конкурса.
Дополнительная информация:
Контактное лицо: Наталия Степановна Янкевич, национальная контактная точка «Транспорт» программы «Горизонт 2020», НАН Беларуси, тел. +375 17 2840918, +375 29 3417342, email: lab_12@tut.by.
|